Apple iPhone SDK: что это такое и с чем его едят 2009 года

Apple iPhone SDK: что это такое и с чем его едят 2009 года

В начале апреля 2008 года на пресс-конференции в калифорнийской штаб-квартире компании Apple Стив Джобс сделал несколько громких заявлений. Помимо анонсирования нового программного обеспечения для «яблочного телефона», было объявлено о выходе в свет официального набора для разработчиков прикладных программ (SDK) для Apple iPhone, а точнее — его бета-версии. SDK ждали с нетерпением, ранее в прессу неоднократно просачивались сведения о его выходе в начале-середине лета. Появление же в начале апреля вызвало настоящий ажиотаж — всего за первые две недели релиза с официального сайта Apple Developer Connection было загружено более 100 000 экземпляров комплекта. Даже если учесть то, что большая часть, от 50 до 90 процентов от общего числа скачавших SDK, делали это из простого интереса («посмотреть, что оно из себя представляет»), число «результативных» загрузок все равно впечатляет. Всего 1000 разработчиков способны написать 1000 различных приложений в течении полугода. Судя по ажиотажу по отношению к SDK со стороны IT-сообщества, владельцы iPhone не скоро начнут жаловаться на недостаток прикладного программного обеспечения для своих телефонов.

ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОБРАН SDK?
Так что же такое этот магический SDK или Software Development Kit? Это набор программных компонентов, среды разработки, документации и всего того, что необходимо программисту для создания приложений для той или иной платформы. В частности, в состав Apple iPhone SDK входит следующий набор необходимостей и полезностей:

1. Среда разработки Xcode в составе удобного редактора исходных кодов, системы управления проектом и графического отладчика. Собственно, сам инструмент написания и компиляции приложений — молоток и гвозди строителя программ для iPhone. Способ связать человеческие желания и запросы с аппаратными возможностями телефона.

2. Эмулятор iPhone, полностью имитирует программную среду «яблокофона». Любая написанная программа должна пройти тестирование. Перед тем как «заливать» приложение на аппаратную платформу, желательно провести проверку на эмуляторе. Удобство заключается в том, что большинство ошибок, связанных с несовместимостью с операционной системой, можно отловить прямо на рабочем месте разработчика.

3. Дополнительные инструменты. Apple позиционирует их как набор утилит для сбора различной статистики разрабатываемых приложений (производительность, потребление оперативной памяти и т.п.). Просто «must have» для уважающего себя программиста или бета-тестера — попробуйте оптимизировать приложение, действуя вслепую. Отслеживание ключевых параметров позволит сделать программу более «проворной» и менее требовательной к ресурсам.

4. Набор видеофайлов и электронных документов, которые помогут начать работу с SDK. По словам Apple, описывают все, начиная с особенностей программной среды и вспомогательных инструментов и заканчивая методами разработки и оптимизации приложений. Весьма полезный комплект не только для начинающего разработчика, но и для программиста с опытом, решившего переквалифицироваться на написание мобильных приложений.

5. Библиотека iPhone Reference Library — всеобъемлющий сборник разнообразной информации: документов, руководств и статей, касающихся «яблокофона». Возник вопрос, касающийся разработки приложений? Прежде чем лезть в интернет, загляните в Reference. Вероятность того, что ответ будет там, гораздо выше.

6. Руководства How-To. Помощь в написании модульных задач. Как проиграть видео, звук и заставить перемещаться изображение. Это и многое другое. Просто, понятно и удобно. Делай раз, делай два.

7. Примеры кода. Можно изучать их для того, чтобы разобраться в особенностях программирования под iPhone, а можно и включать их целиком в код собственных программ. Apple разрешает использовать их как душе разработчика угодно.

8. (Пока еще в проекте). Модуль разработки интерфейса. По всей видимости, будет представлять собой визуальную среду разработки программ a-la Delphi. Выбрали нужный модуль, перетащили его на рабочий лист, скомпилировали исполняемый файл — и все это за пару минут. Многообещающе, но, честно говоря, вызывает сомнения в скорой реализации. Может, разве после выхода «операционки» iPhone 3.0?

НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ? ИЛИ НЕТ?
Итак, все красиво и понятно. Скачиваем с официального сайта SDK, читаем руководства, пишем пару-другую приложений (можно какую-нибудь простенькую игру и почтовый клиент), продаем их тысячными тиражами и стремительно богатеем. Но не все так просто, как кажется. При попытке практической реализации сценария мы неизбежно столкнемся с подводным камнем, заботливо уложенным Apple.

Итак, главное разочарование. Мировому сообществу было сразу объявлено то, что Apple iPhone SDK смогут использовать только специалисты, работающие в ОС Mac OS X Leopard на рабочих станциях Apple Macintosh. Версии SDK для операционных систем семейства Windows просто не предусмотрено. Похоже на то, что корпорация воспользовалась резко возросшим вниманием к iPhone и решила на этой волне поднять продажи собственных рабочих станций. Способ неплох, но при этом грустно осознавать то, что тебя, как и миллионы других Windows-пользователей, оставили за бортом и принесли в жертву корпоративной политике. Пока не было никакой информации о том, будет ли представлена версия iPhone SDK для операционных систем линейки Windows. «Никакой» означает в данном случае то, что не существует даже малейших слухов.

Предположим, вам повезло — и вы один из редких пользователей Apple Macintosh в вашем городе. Регистрируйтесь на Apple.com (если еще не успели сделать этого раньше) и скачивайте SDK.

Как же реализовать готовый продукт? Маркетологами Apple было придумано приложение AppStore — единственный предусмотренный способ поиска, покупки и установки нужного программного обеспечения в iPhone. Для обмена данными будет использоваться подключение к сети Интернет через мобильного оператора связи или через Wi-Fi. Зарегистрированные разработчики смогут размещать на AppStore собственные приложения для продажи. При реализации одной копии программы 30 процентов от уплаченной покупателем суммы будет отчисляться компании Apple, а 70 процентов — непосредственно разработчику.

Чтобы выкладывать программы на AppStore, надо заплатить 99$ — в случае, если разрабатываете свободно-распространяемые или коммерческие программы, $299 — в случае разработки проприетарного ПО.

Что касается «сырости» представленного SDK, то, одной стороны, стоит отметить, что уже на момент речи Стива Джобса компании Electronic Arts и Sega представили игры, разработанные с использованием нового пакета. Это может свидетельствовать о том, что SDK, во-первых, вполне жизнеспособен, а во-вторых — перспективен, раз такие монстры игрового рынка выделили на его изучение временные и людские ресурсы. С другой стороны, компания Adobe распространила заявление, в котором говорится о текущей невозможности портировать Flash-плеер под iPhone. Правда, тут же оговорились, «это не значит, что компания не будет заниматься этой проблемой». По словам представителей Adobe, все пока упирается в недоработанность SDK.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ
Программы для iPhone можно писать и без SDK, т.е. даже работая на компьютере с операционной системой Windows. Разработчику для создания полнофункциональных приложений понадобятся ASP.Net, C#, ASP.Net AJAX и расширения WebKit. Правда, в этом случае коммерческого будущего у получившегося продукта не будет — AppStore просто-напросто не пропустит для публикации ПО, созданное без использования SDK.

Во-вторых, еще до выхода официального iPhone SDK от Apple программисты могли писать приложения под «яблочный телефон» с помощью неофициального SDK. Он был подготовлен Лукасом Ньюманом (Lucas Newman), позже нанятого на работу компанией Apple, и Беном Столхудом (Ben Stahlhood), из-под руки которого вышло исчерпывающее руководство по разработке приложений с помощью среды разработки XCode 3.0 (естественно, на ПК под управлением Mac OS X 10.5 «Leopard»). Подробную информацию об этом можно отыскать в блоге Бена Столхуда.

ЧТО МОЖНО БУДЕТ ПИСАТЬ ДЛЯ IPHONE?
Практически все что угодно. Единственное официально подтвержденное ограничение для разработчиков — запрет на использование док-разьема iPhone. Таким образом, заранее урезается возможность создания программного обеспечения для «профильных» устройств — беспроводных аудио док-станций и т.п. При этом не предусмотрено никакой цензуры со стороны Apple по отношению к публикуемому ПО. По словам Стива Джобса, все, что будет требоваться от разработчиков, — следовать правилам разработки, предъявляемым «яблочным» гигантом, и составлять подробную аннотацию к реализуемому ПО. С учетом того, что на каждой программе будет проставлена электронно-цифровая подпись, своего рода «маячок», у AppStore появится возможность превратить всех разработчиков в узников «крепости». Одно неверное движение — и весь контент, разработанный нарушителем, по щелчку мыши окажется в «черном списке». Кроме этого, будет заблокировано выполнение уже установленных экземпляров программ на ВСЕХ iPhone в мире (громкое заявление!), а также сделан звонок родителям компьютерного хулигана. Джобс именно так и выразился, «звонок родителям».

Также Стив в своей речи упомянул шестерых «всадников Апокалипсиса», за появлением которых компания будет строго следить. Их имена «Porn, privacy, bandwidth hog, malicious, illegal, unforeseen», что значит: порнография, контент, содержащий информацию о частной жизни кого-либо, «поглотители трафика», вредоносное программное обеспечение, нелегальное и «непонятное» ПО. Последний термин — универсальная лазейка, под ним на самом деле может скрываться любое нежелательное для кого-либо из несуществующих цензоров. А что, кто-то ожидал от Apple чего-то иного?

ЧТО В ИТОГЕ?
В целом, iPhone SDK уже на стадии бета-версии представляет собой практически завершенный и готовый к использованию коммерческий пакет. С его выходом Apple предпринимает попытку сделать iPhone полезным каждому пользователю. Расширив круг разработчиков прикладного ПО, компания добьется роста популярности платформы среди потенциальных покупателей, а следовательно, и числа продаж. При этом не стоит отметать дополнительный источник дохода Apple от продажи предназначенных для iPhone программ. Российские пользователи и разработчики от этого пока мало выигрывают. Первые все равно будут ждать выхода прошивки iPhone 2.0, а вторые будут надеяться на то, что нашу страну включат в белый список программы iPhone Developer Program. Без перспективы коммерческой выгоды желающих работать с iPhone SDK будет немного, разве только из чистого интереса.
 

Источник: Mobi
Вернуться871000
 
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Nic   Пароль
Зарегистрироваться           Напомнить пароль